Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Геологический институт Российской академии наук

Первый в России юрский рак-отшельник и палеоэкология позднеюрских аммонитов

В журнале “Palaeogeography, Palaeoclimatology, Palaeoecology“ опубликована статья научного сотрудника Геологического Института РАН Александра Мироненко, посвященная находке рака-отшельника (надсемейство Paguroidea) в раковине верхнеюрского аммонита Craspedites nekrassovi. Уникальный образец был обнаружен в верхнеюрских отложениях (волжский ярус, зона Kachpurites fulgens) на территории Суворовского парка в московском районе Кунцево. Это первая находка юрского рака-отшельника на территории России. Поздняя юра была временем активной диверсификации и распространения раков-отшельников, однако, большинство их находок приурочены к рифовым отложениям на территории Центральной и Западной Европы. За пределами рифов находки юрских раков-отшельников крайне редки и московский образец является древнейшим известным на сегодняшний день раком-отшельником, жившим вдали от рифовых построек. Он относится к так называемым симметричным ракам-отшельникам: задний конец тела этих ракообразных еще не закручен вбок, как у более поздних представителей этой группы, а панцирь на задних сегментах тела не редуцирован. В современных океанах симметричные раки-отшельники живут на глубинах от двухсот метров до нескольких километров и предпочитают скрываться в различных убежищах — таких, как затонувшие стебли бамбука или прямые раковины лопатоногих моллюсков.

В юрском периоде, однако, эти ракообразные жили в мелководных континентальных морях, используя в качестве убежищ раковины аммонитов. Причем, раки-отшельники не просто прятались в пустых раковинах, но и могли охотиться на аммонитов. Этот факт помог автору публикации разгадать одну из загадок эволюции позднеюрских аммонитов, обитавших в мелководном море на территории Центральной России. В это время разнообразие аммонитов в Среднерусском море было невелико — все они относились к двум близким подсемействам: Craspeditinae и Garniericeratinae. Однако, несмотря на близкое родство этих групп аммонитов, эволюционировали они совершенно по-разному. Краспедитины в течение долгого времени менялись медленно и незначительно, а вот гарниерицератины эволюционировали очень быстро и форма их раковин за относительно короткий промежуток времени изменилась с колесовидной на дисковидную, с острым наружным краем. Позже ситуация переменилась и пришел черед краспедитин быстро меняться (причем, в сторону расширения, а не сужения раковин), в то время как эволюция гарниерицератин замедлилась. Причины такой разницы в ходе эволюции этих аммонитов оставались непонятными, однако повреждения на их раковинах, оставленные раками-отшельниками, позволили пролить свет на эту загадку.

Раки-отшельники оставляли на раковинах аммонитов очень специфические следы — длинные и узкие «вырезы», идущие от устья по наружной (вентральной) стороне раковины. При этом у разных аммонитов такие травмы встречаются с разной частотой. Автор статьи изучил около полутора тысяч верхневолжских аммонитов из нескольких разрезов Московского региона и обнаружил, что среди представителей рода  Kachpurites (из подсемейства Garniericeratinae) подобные травмы присутствуют только на 1.2% раковин, а  среди одновозрастных представителей рода Craspedites (подсемейство Craspeditinae) травмированных оказалось 9.3%, то есть почти каждая десятая раковина этого рода несет следы атак раков-отшельников. Не все атаки раков заканчивались успехом — иногда аммонит выживал и после атаки заделывал оставшиеся на раковине повреждения, но следы этих травм оставались видны. Сравнение числа залеченных и смертельных повреждений на раковинах аммонитов дало очень интересные результаты: среди Kachpurites только 6.25% поврежденных раками-отшельниками раковин несут следы заживления, а вот среди Craspedites процент выживших равен 87.5%.

Получается, что краспедитин раки-отшельники атаковали почти в 10 раз чаще, чем гарниерицератин, но при этом 9 из 10 атакованных Craspedites переживали нападение, а у гарниерицератин ситуация была обратной. Это говорит о том, что краспедитины гораздо чаще сталкивались с раками-отшельниками, и были адаптированы к такому соседству. Так как раки-отшельники — донные животные, не способные плавать в толще воды, логично предположить, что и краспедитины жили у самого дна, а гарниерицератины обитали в тоще воды. Видимо, именно эта разница в образе жизни и определила различный ход эволюции этих двух групп аммонитов.

Полный текст публикации Mironenko, A. (2019). A hermit crab preserved inside an ammonite shell from the Upper Jurassic of central Russia: Implications to ammonoid palaeoecology. Palaeogeography, Palaeoclimatology, Palaeoecology находится в открытом доступе по адресу https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0031018219303736

Рис. 1 Рак-отшельник в раковине аммонита Craspedites nekrassovi. Фото из публикации в “Palaeogeography, Palaeoclimatology, Palaeoecology“

Рис. 2 Процент раковин аммонитов, поврежденных раками-отшельниками и процент выживших в результате таких атак. A, B – Kachpurites (Garniericeratinae), C, D – Craspedites (Craspeditinae). Процент поврежденных раковин показан на рисунках A и C, соотношение залеченных и смертельных повреждений показано на B и D (в % от общего числа поврежденных раковин данного рода). Иллюстрация из публикации в “Palaeogeography, Palaeoclimatology, Palaeoecology“

Новость опубликована: 09.12.2019

Все новости >>>

119017, Москва, Пыжевский пер., 7, тел.: +7 (495) 953-18-19, факс: +7 (495) 951-04-43