Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Геологический институт Российской академии наук

Изучение древнейшей ДНК позволило выявить раннее неизвестные черты эволюции и адаптации мамонтов. Этому посвящена статья, выходящая сегодня в журнале Nature: Million-year-old DNA sheds light on the genomic history of mammoths (ссылка на полнотекстовую нескачиваемую версию статьи). Значительный вклад в исследование внес один из авторов статьи, ведущий научный сотрудник ГИН РАН Павел Александрович Никольский.

Международная команда ученых на базе Центра палеогенетики в Стокгольме секвенировала ДНК, извлеченную из остатков мамонтов возрастом до 1,2 миллиона лет. По материалам из Восточной Сибири впервые выявлена особая генетическая линия древних мамонтов. Новые данные показывают, что колумбийский мамонт, населявший Северную Америку в середине-конце ледникового периода, является гибридом этой особой генетической линии и шерстистого мамонта. Исследование расширяет наши знания о том, когда и как быстро мамонты адаптировались к холодному климату плейстоцена.

Исследователям удалось проанализировать ДНК, извлеченную из трех зубов мамонтов возрастом 1,2-0,7 миллионов лет, найденных в вечной мерзлоте Восточной Сибири. Это первый случай, когда удалось изучить ДНК из столь древних остатков млекопитающих. Извлечение и анализ древней ДНК является невероятно сложной задачей, так как со временем в образцах остается лишь ничтожное количество ДНК, распавшейся на очень мелкие фрагменты.

Образцы были датированы независимо по геологическим и молекулярно-генетическим данным. Оба способа датирования показали, что возраст двух образцов больше миллиона лет, тогда как третьего – примерно 700 тысяч лет.

Особая генетическая линия мамонтов и неожиданные данные о происхождении американского Колумбийского мамонта

Раннее морфологические исследования позволили предположить, что в первой половине плейстоцена в Северной Азии существовал мамонт, близкий к степному мамонту – предку шерстистого мамонта. Анализ ДНК показал, что самый древний образец, возрастом около 1,2 миллиона лет, найденный в бассейне Колымы, принадлежит мамонту, относящемуся к особой генетической линии, существовавшей одновременно с восточносибирским родственником настоящего степного мамонта. Выявленная генетическая линия древних мамонтов ответвилась от линии, к которой относятся степной и шерстистый мамонт более двух миллионов лет назад. Именно представители раннее неизвестной генетической линии около 1,5 миллиона лет назад проникли в Северную Америку. Исследование показывает, что колумбийский мамонт, населявший Северную Америку несколько последних сотен тысяч лет ледникового периода, был гибридом. Половина его генома относится к открытой линии сибирских мамонтов, а другая половина к шерстистому мамонту. Гибридизация произошла около 420 тысяч лет назад.

Эволюция и адаптация шерстистого мамонта

Второй миллионолетний геном из экземпляра с р. Адыча (приток р. Яна) относится к предку шерстистого мамонта – сибирской разновидности степных мамонтов. Исследователи сравнили его геном с геномом одного из самых ранних шерстистых мамонтов, живших 0,7 миллиона лет назад (третий изученный экземпляр с р. Большая Чукочья, Колымская низменность), а также с геномами поздних мамонтов. Это позволило выяснить, как мамонты адаптировались к жизни в холодных условиях плейстоцена и с какой скоростью эти приспособления развивались в процессе видообразования. Палеогеномный анализ показал, что особенности, связанные с жизнью в условиях холодного плейстоцена и в северных широтах, такие как рост волос, особая терморегуляция, жировые отложения, холодоустойчивость и специфические циркадные ритмы, уже присутствовали у мамонтов задолго до появления шерстистого мамонта. Эти результаты показывают, что большинство адаптаций к холодным и высокоширотным условиям происходили у мамонтов медленно и постепенно с течением времени.

Будущие исследования

Доказательство возможности генетического анализа в столь значительном временном диапазоне открывает перспективу масштабных пространственно-временных исследований других плейстоценовых млекопитающих. Представляется особенно перспективным соотнести эти данные с данными о климатических и палеогеографических изменениях, которыми знаменит плейстоцен.

Один из важных вопросов сейчас - каков хронологический предел изучения ДНК. По всей видимости, этот предел еще не достигнут. Есть основания полагать, что возможно изучать ДНК возрастом до 2,6 миллиона лет.

Исследование является результатом международного сотрудничества, в котором приняли участие 22 ученых из девяти стран. Помимо представителей Центра палеогенетики Стокгольмского университета и Шведского музея естественной истории, в исследовании также приняли участие ученые Российской академии наук, Музея естественной истории и Института Крика (Великобритания), Калифорнийского университета Санта-Крус (США), Потсдамского университета (Германия), Китайского сельскохозяйственного университета, Ближневосточного технического университета (Турция), Арктического Университета Норвегии и Копенгагенского университета (Дания).

Здесь можно увидеть иллюстративные материалы: Ссылка>>>