Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Геологический институт Российской академии наук

В 2021 году в журнале Tectonophysics вышла статья главного научного сотрудника лаборатории тектоники раннего докембрия М.В.Минца с соавторами (Mints, Michael V., Ksenia A. Dokukina, Tamara B. Afonina) «Precambrian lithosphere beneath Hudson Bay: A new geological model based on the Hudson Bay Lithospheric Experiment (HuBLE), Canadian Shield // Tectonophysics 799, 228701. https://doi.org/10.1016/j.tecto.2020.228701» – Докембрийская литосфера под Гудзоновым заливом: новая геологическая модель, базирующаяся на данных Литосферного Эксперимента в районе Гудзонова Залива (HuBLE), Канадский щит.

Овальная впадина Гудзонова залива расположена около центра округло-овальной области архейской коры Северо-Американского континента. Залив обрамлен кратонами Сьюпириор и Херн и граничит с палеопротерозойским Транс-Гудзонским орогеном, разделяющим эти кратоны. В статье представлены модели геологического строения и эволюции субконтинентальной литосферной мантии, подстилающей Гудзонов залив и докембрийские тектонические провинции в его обрамлении, основанные на геологической интерпретация региональных геологических и геофизических данных и сейсмотомографических материалов, которые ранее были получены канадскими исследователями в рамках Литосферного Эксперимента в районе Гудзонова залива (Hudson Bay Lithospheric Experiment, HuBLE). Целью HuBLE было исследование литосферных процессов, с которыми связаны формирование и эволюция кратона Северной Америки и бассейна Гудзонова залива, расположенного непосредственно над литосферным килем Северо-Американского континента. В истории бассейна Гудзонова залива выделяется пунктирная последовательность событий, которые можно представить как последовательные обновления коры и литосферы, подстилающих Гудзонов залив: (1) возникновение и эволюция неоархейского бассейна Лейк Минто (~2.75 млрд лет); (2) формирование палеопротерозойского вулканогенно-осадочного заполнения эпиконтинентального бассейна, сохранившееся в виде реликтов отложений на пассивных окраинах (2.03-1.87 млрд лет); (3) формирование палеозойского осадочного разреза максимальной мощностью до 2.5 км (ордовик–поздний девон); (4) возникновение непосредственно над литосферным килем заполненного осадками кольцеобразного желоба (поздняя юра–миоцен). Структура литосферной мантии, подстилающей залив, формировалась под воздействием последовательности мантийных плюмов. Размещение депрессии Гудзонова залива над килем субконтинентальной литосферной мантии (СКЛМ) Северной Америки согласуется с термо-механической моделью поднимающегося плюма. Томографические исследования не обнаружили свидетельств возникновения или преобразования литосферы в палеопротерозое, предполагаемого моделью Соединенных Плит Америки. Интерпретация материалов томографических исследований обнаруживает вертикальную осевую зону Гудзонова залива, протягивающуюся от границы литосферы-астеносферы до основания коры или, возможно, до дневной поверхности; зона образована относительно легкой низкоскоростной изверженной породой, возможно, роем трубок или даек кимберлитов. На протяжении 2.75 млрд лет Северо-Американский континент представлял собой единую континентальную массу, в центре которой «покоился» Гудзонов залив. Частичное разделение континента в зоне Транс-Гудзонского орогена (ТГО) завершилось восстановлением единства континента. Новая геологическая модель противоречит как идее Соединенных Плит Северной Америки (Hoffman, 1988, 1989), так и аналогии ТГО по строению, морфологии и размеру с кайнозойским Гималаи-Каракорум-Тибетским орогеном [St-Onge et al., 2006, 2007, 2009].

М.В. Минц