Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Геологический институт Российской академии наук

Последняя улыбка Чеширского кота

Всем известно, что исследования остатков древнейших макроскопических организмов являются одними из важнейших направлений в области изучения и моделирования общей эволюции организмов в позднем докембрии. Эдиакарский период (635-538 млн лет) охарактеризован рядом важнейших событий, благодаря которым древнейшая биосфера, принципиально отличная от современной, трансформировалась в биосферу фанерозойского типа, частью которого является современный животный мир. Самым главным, спорным и интригующем объектом в этом геологическом периоде является мягкотелая биота эдиакарского типа. В первую очередь, эдиакарская биота известна нам благодаря экстраординарной сохранности в виде отпечатков и слепков. Во-вторых, данная биота представляет собой разнородные ассоциации ископаемых остатков макроскопических организмов, установить положение которых на филогенетическом древе до сих пор проблематично. В-третьих, повышенный интерес вызывает внезапное исчезновение мягкотелой макробиоты из ископаемой летописи в конце эдиакария. Это событие предшествует крупнейшему в истории биосферы взрывообразному увеличению биоразнообразия и усложнению экологической структуры в начале кембрийского периода ~ 538-535 млн лет.


Рисунок 1. Схематическая карта Сибирской платформы и местонахождения палеонтологических остатков (a, b). Разрез эдиакария и кембрия на Уринском поднятии, построенный с учетом новых данных по био- и хемостратиграфии, на котором вынесены стратиграфические уровни с палеонтологическими остатками.


Вплоть до настоящего времени попытки поиска и обнаружения похожих организмов в более молодых (кембрийских и др.) породах не увенчивались успехом. В свою очередь, отсутствие фактических доказательств не только еще сильнее подкрепляли выводы о полном и внезапном исчезновении или вымирании организмов эдиакарского типа, но и также порождали более оригинальные гипотезы об этом феномене. Одна из гипотез, объясняющая внезапное исчезновение таких организмов на границе эдиакария и кембрия (или венда и кембрия), связывает это явление с исчезновением специфических тафономических факторов, обеспечивающих фоссилизацию и сохранность мягких тканей в виде отпечатков и слепков (т.н. гипотеза «Чеширского кота»). Иными словами, появление и исчезновение в палеонтологической летописи древнейших макроскопических организмов не было следствием каких-либо эволюционных процессов.

Ранее многими исследователями было отмечено, что в ископаемой летописи на границе эдиакария и кембрия наблюдается прогрессивное развитие биологического перемешивания и переработки осадка (биотурбации) и резкое сокращение микробных матов, которые, вероятнее всего, играли важнейшую роль в экосистемах позднего докембрия. Однако темпы эволюции взаимодействия организмов и осадочных пород существенно различались в разных зонах морских бассейнов. Таким образом, если гипотеза «Чеширского кота» верна, то экологические ниши почти не колонизированные (если вообще колонизированные) зарывающимися многоклеточными организмами, могли обеспечивать уникальное взаимодействие условий для обитания и сохранения мягкотелых организмов, например, эдиакарского типа, даже в раннем кембрии.


Рисунок 2. Отпечатки и объемные слепки органов прикрепления эдиакарских организмов типа Aspidella из нохтуйской свиты кембрия юга Сибири, местонахождение на р. Лена, Республика Саха (Якутия).


В настоящей работе авторами были представлены новые данные по био- и хемостратиграфии тинновской и нохтуйской свит, которые позволили существенно уточнить положение границы подошвы кембрия на Уринском поднятии Патомского нагорья южной части Сибири. Однако главным открытием стало обнаружение многочисленных отпечатков и объемных слепков полностью идентичных органам прикрепления организмов эдиакарского типа Aspidella, которые сохранились в ассоциации с многочисленными микробиально-индуцированными осадочными текстурами в нохтуйской свите, соответствующей второму ярусу (Cambrian Stage 2, ~529 млн лет) кембрийской системы согласно Международной хроностратиграфической шкале.


Рисунок 3. Аспиделлы из нохтуйской свиты кембрия юга Сибири, местонахождение на р. Большой Патом, Иркутская область.


С одной стороны, это фактически подтвердило гипотезу о том, что некоторые представители эдиакарских мягкотелых организмов могли существовать в фанерозое. С другой стороны, первые результаты исследования показали возможность существования мягкотелых организмов эдиакарского типа в специфических условиях обитания и тафономических условиях до замещения кембрийским подвижным эндобентосом. Таким образом, данная научная статья является первым задокументированным случаем обнаружения остатков эдиакарского типа на временной отметке после окончания эдиакарского периода. Стоит отметить, что исследование нохтуйской свиты и ее одновозрастных аналогов только началось, и дальнейшее изучение уникального разреза Уринского поднятия принесет много интересных результатов и сюрпризов. Продолжение следует!

По материалам статьи Kolesnikov A.V., Marusin V.V., Rud’ko S.V., Pokrovsky B.G. (2023). Shadows of the past: An Ediacara-style taphonomic window in advent of Cambrian bioturbators // Precambrian Research 399, 107238. DOI: https://doi.org/10.1016/j.precamres.2023.107238

А.В. Колесников

Новость опубликована: 07.12.2023

Все новости >>>

119017, Москва, Пыжевский пер., 7, тел.: +7 (495) 953-18-19, факс: +7 (495) 951-04-43